Владимир Шелепов

Владимир Шелепов:
Безопасность спортивной инфраструктуры должна быть незаметной для гостей ЧМ 2018

Уже больше года Россия живет в условиях ограничений на поставки западных технологий и оборудования для ряда компаний и рынков. В части средств комплексной безопасности у российских производителей сильные позиции. Одновременно многие аналоги западных продуктов только начинают свой продуктовый путь. Между тем Россия стоит на пороге Чемпионата мира по футболу 2018, а такие события, как известно, ставят во главу угла вопрос безопасности и антитеррористической защиты. О том, как сейчас развивается этот рынок, в интервью CNews рассказал руководитель дирекции комплексной безопасности группы «Астерос» Владимир Шелепов.

CNews: Группа «Астерос» создала в своей структуре направление комплексной безопасности и антитеррористической защиты без малого 2 года назад. Что удалось за это время? Над какими проектами работала дирекция в 2014 году?

Владимир Шелепов: С уверенностью могу сказать, что мы гордимся проделанной за это время работой. Так уж получилось, что нам поручаются сложные и нетривиальные задачи. Наши специалисты любят и умеют их решать, это уникальная сторона нашей команды.

Например, группа «Астерос» отвечала за проектирование и реализацию периметра безопасности Основной Олимпийской Деревни в Сочи перед подготовкой к принятию Зимних Олимпийских игр 2014. Интересны и другие проекты, выделю систему безопасности для российского «Диснейленда» – Парка Приключений в Сочи, а также ряда объектов авиатранспортной и нефтедобывающей отраслей, например, для компании «РН-Бурение». Особняком стоят проекты, реализованные компанией для Олимпийского Сочи. Сейчас мы работаем с аэропортами, стадионами и отдельными гостиничными комплексами в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018.

CNews: Очевидно, ЧМ 2018 потребует больших усилий для обеспечения безопасности. Можно ли уточнить, о каких проектах идет речь?

Владимир Шелепов: Специалисты компании задействованы в ряде проектов, связанных с созданием комплексной системы безопасности ряда ключевых объектов ЧМ, участвуют в профильных рабочих группах. Это совершенно логично, ведь единственным сопоставимым по сложности, охвату и ответственности мероприятием в нашей стране была Зимняя Олимпиада в Сочи 2014. Опыт, полученный в рамках подготовки города к принятию этого глобального спортивного события, может и должен быть учтен для Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Например, в части обеспечения периметра безопасности Основной Олимпийской Деревни мы смогли реализовать переход от безопасности отдельных объектов к безопасности самой территории, на которой они находятся. Создав периметр безопасности, внутри которого располагается «чистая зона», нет необходимости дополнительно защищать каждый объект: все этапы досмотра каждая клиентская группа проходит до «чистой зоны», а, следовательно, любые угрозы внутри периметра сведены к минимуму. Причем клиентские группы могут быть совершенно разного уровня и статуса: это и первые лица страны, и официальные делегации, и VIP-категории, и спортсмены, и болельщики. Все они имеют различные приоритеты проезда, прохода, размещения и обслуживания.

CNews: В чем вы видите сложность обеспечения безопасности таких событий как ЧМ2018? Ведь современные стадионы достаточно хорошо оснащены.

Владимир Шелепов: Основные усилия участников сейчас сфокусированы на стадионах – составить графики, провести экспертизу, запустить проекты, не забыть про импортозамещение. Понятно, что на мероприятиях будут первые лица, что на матчах сборной России стадионы будут переполнены, но внимание должно уделяться не только этому. Есть огромная часть работы над периметром стадионов. В места проведения чемпионата приедут десятки тысяч болельщиков. Они будут жить в гостиницах, перемещаться по городам и между ними, скапливаться в фанзонах, шумно праздновать победы и время от времени выяснять отношения с соперниками.

Нужно помнить, что чемпионат мира – это праздник. Безопасность спортивной инфраструктуры должна быть незаметной для гостей ЧМ 2018. Нужно создать безопасные условия для людей, не мешая им радоваться такому большому событию. Это сложная задача, но она окупится – вспомните, какие сильные позитивные эмоции были у гостей Сочи в период проведения там Олимпиады. Наша цель будет достигнута, если люди получат удовольствие от праздника. Для этого нужно объединение усилий всех сторон, задействованных в подготовке чемпионата.

shelepov_telo.jpg

Владимир Шелепов: «Безопасного города» в отрыве от комплекса других автоматизированных городских систем, от того, что сейчас модно называть «умным городом», не существует

Организация досуга людей и предупреждение нежелательных событий позволят решить важную, но не единственную задачу. Вторая задача относится уже к работе с инцидентами. Что делать, когда что-то произойдет? Допустим, случилось ЧП с португалоговорящим болельщиком. Много у нас в Волгограде, Самаре или Саранске полицейских, способных объясниться по-португальски? А если ситуация с иностранцами требует комплексной работы нескольких служб? Везде переводчиков не поставишь. То есть возникает техническая задача реализации системы, аналогичной тем, что применяются в проектах типа «безопасный город», чтобы люди могли позвонить в контакт-центр и получить необходимую помощь. К этому должна быть готова инфраструктура мест проведения чемпионата. К этому должна быть готова страна.

CNews: Как вы считаете, в каком состоянии сегодня находится рынок систем безопасности в России?

Владимир Шелепов: Это очень тонкий вопрос, ведь состояние рынка зависит от многих факторов и они динамично меняются. Например, в конце 2014 года российское оборудование было дешевле импортного, а сейчас так однозначно сказать уже нельзя: цены поднимают все производители. Да и само российское происхождение оборудования бывает весьма условным – так или иначе есть заимствования, часть комплектующих производится за рубежом, и поставщики несут валютные расходы, которые, в свою очередь, влияют на цены.

В целом, рынок безопасности находится под влиянием ряда факторов, причем действие их может быть разнонаправленным. Например, очевидно, что против развития рынка играет растущая международная изоляция страны – мы не всегда можем использовать решения, которые были бы наиболее уместны для выполнения поставленных заказчиком задач. С другой – по мере развития инфраструктуры российских компаний, государственных и муниципальных органов, растет стоимость их активов, у владельцев появляется логичное желание их защитить, и они начинают инвестировать в проекты по комплексной безопасности.

Еще один фактор может показаться парадоксальным, но и он тоже присутствует: любой кризис – это катализатор роста рынка систем безопасности, потому что растет криминализация общества. Доходы населения падают, и часть людей идет на простые и радикальные меры для улучшения своего материального положения. Некоторым гражданам может прийти в голову мысль о том, что проще взорвать банкомат, чем найти высокооплачиваемую работу посредством планомерного совершенствования собственных трудовых навыков.

И, конечно, важный тренд – развитие технологий. В частности, благодаря повсеместному использованию единых протоколов передачи данных появляется возможность интегрировать системы между собой. Сегодня в цифру уходит буквально все. Клиенты требуют единого интегрированного решения: не нужно ставить отдельно видеонаблюдение, отдельно СКУД, отдельно охранную систему. Необходимо взаимоувязать компоненты систем через IP, сформировав сценарии совместной работы и обеспечив вывод агрегированной информации оператору. Интересно, что все указанные факторы: повышенное внимание собственников к вопросам безопасности, развитие более «умных» интегрированных систем, приводят к повышению интеллектуальной планки, которой должны соответствовать сотрудники службы безопасности. Я сталкивался с ситуацией, когда сотрудник охраны при работе с компьютером, держит «мышь» двумя руками. Что же будет, если дать ему мощную современную систему? Нужен разумный баланс технологий и организационных мер, а в отношении персонала справедливы слова «не числом, а умением». Для больших предприятий, оснащенных десятками проходных на обширной охраняемой территории, это очень важный аргумент в пользу внедрения современных комплексных систем безопасности. И собственник сможет сэкономить на персонале, и меньше инцидентов будет происходить из-за пресловутого человеческого фактора.

CNews: Насколько большую долю в ваших проектах составляет оборудование по сравнению с сервисом?

Владимир Шелепов: Смотря о каких проектах идет речь. В большинстве своем на оборудование приходится значительная часть бюджета, самая высокая она в системах досмотра граждан и транспорта. Тем не менее, в проектах по созданию комплексных систем безопасности высока и доля расходов на интеграцию, потому что это всегда плата за интеллектуальные ресурсы, за компетенции интегратора, которых нет у заказчика.

А если мы поднимемся на уровень выше и поговорим не о безопасности объекта или группы объектов, а о безопасности территории во всем ее многообразии – с дорожно-транспортной сетью, жилыми и общественными зонами – то здесь не обойтись без обширного блока интеллектуальной и аналитической работы, от которой зависит успех проекта. Это и анализ рисков, и формирование замысла и концепции безопасности объекта. Для команды «Астерос» это штатная экспертиза. Например, для строящегося отеля Hyatt Regency Don Plaza Rostov был выполнен широкий комплекс консультационных услуг, включая анализ рисков безопасности. А в 2014 году была разработана документация «Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности» для всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон». Он расположен в Северо-Кавказском федеральном округе на территории курорта, площадь которого составляет более 84 тысяч гектаров.

CNews: Какие решения вы предпочитаете использовать?

Владимир Шелепов: На рынке присутствует много решений, в том числе российских. Мы умеем работать с большинством из них, при этом у нас есть собственная система сбора и обработки информации Securix, которую мы развиваем не один год и имеем богатый опыт ее внедрения и эксплуатации.

Мы сконцентрировали свои усилия на интеграции нашего решения с оборудованием и программным обеспечением других производителей – как российских, так и зарубежных. Это позволит заказчикам иметь больший выбор инструментов для достижения их бизнес-целей. Безусловно, мы работаем на проектах, где требуется комплексное моновендорное решение, но чаще решение необходимо комбинировать из нескольких систем разных производителей.

Securix хорошо узнаваем на нишевом рынке, он используется клиентами долгие годы. Хотя мы не можем конкурировать с мощными западными корпорациями, над продуктами которых работают сотни разработчиков против наших десятков, у нас есть свои козыри – максимально быстрый сервис и гибкие цены. При этом важно не перегнуть палку. Если у компании требования к системе безопасности охватывают только 20% функциональности мощного интегрированного решения западного вендора-гиганта, то остальные 80% – выброшенные на ветер деньги. И заказчики такие решения не покупают. Они приобретают более уместные системы.

CNews: Какие задачи решает Securix?

Владимир Шелепов: Securix – конструктор решений в интересах сбора и обработки информации систем безопасности. В основе решений лежат готовые программные функционально законченные модули. Набор модулей выбирается в зависимости от сферы применения и необходимой функциональности, отдельные модули конструктора могут дорабатываться под конкретный проект и стыковаться с базовыми модулями в единой программной среде. Используя Securix в качестве платформы, мы создали ряд перспективных разработок. Одно из направлений относится к сфере промышленной безопасности. Существует актуальная проблема: компании теряют большие деньги на выплатах работникам в результате несчастных случаев на производстве. Поэтому они заинтересованы в технических средствах, которые будут контролировать соблюдение работниками требований техники безопасности. Такие системы будут не только фиксировать, например, надел ли каску человек в опасной зоне, но и сигнализировать, предупреждать его о возможной угрозе. Таким образом, не только решается вопрос сбора доказательной базы для установления виновного при инциденте, но и создаются условия для сохранения жизни и здоровья работников. Есть наработки и в вопросах обеспечения защиты периметра, и в области интеграции с системами управления инцидентами.

CNews: Мы уже упоминали о российских решениях для комплексной безопасности. В каких именно сегментах, на ваш взгляд, проявляется тренд импортозамещения?

Владимир Шелепов: Мы его замечаем в основном при работе с госсектором. Но, что интересно, встречаются и противоположные примеры. Не так давно один заказчик специально попросил нас использовать оборудование американского бренда – по его расчетам, риск полного запрета его использования минимальный, а выгода от приобретения с учетом предложенной производителем скидки ощутима.

Если случится ситуация, при которой наши клиенты не смогут использовать системы, разработанные в США и ЕС, рынок будет чувствовать себя неоднозначно. С одной стороны, еще сильнее расширится поле для деятельности российских производителей, в том числе и для нас с нашим продуктом. С другой, российские производители и интеграторы пока не способны полностью заменить абсолютно все. Например, мне неизвестны конкурентоспособные примеры российских систем управления инцидентами.

Если же рассматривать тренд в целом, то я считаю импортозамещение совершенно нормальным способом вести дела. Преференции для местных производителей позволяют защитить свой рынок. В области безопасности есть достойные решения российских компаний. Важно, чтобы были также эффективная система сервисной поддержки и четкие планы развития, собственные НИОКР. Понимание того, что будет через несколько лет, совершенно необходимо для развития российского рынка. Мы сами стараемся проводить такую работу, и мы выступаем за любого отечественного производителя, который выпускает адекватные решения, подходящие для российского бизнеса.

CNews: Как экономическая ситуация отражается на проектах типа «безопасный город» или «безопасный регион»?

Владимир Шелепов: У таких крупных систем, как «безопасный город» или «безопасный регион» есть важная особенность – это в первую очередь инвестиционные проекты. А в кризис с инвестициями, сами понимаете, дела обстоят неважно. Заказчики проектов стремятся в первую очередь залатать какие-то локальные дыры в безопасности, решить сиюминутные важные вопросы защиты от криминала и предотвращения возможных террористических актов. Часть из них диктуется самими заказчиками, часть – государственными регуляторами.

Как эксперты в области комплексной безопасности, мы понимаем что «безопасного города» в отрыве от комплекса других автоматизированных городских систем, от того, что сейчас модно называть «умным городом», не существует. Поэтому необходимо говорить об операционном управлении территорией в интересах комфорта и безопасности граждан, что связано не только с развешиванием видеокамер по городу, но и с колоссальной бюрократической работой по установлению межведомственных взаимодействий и согласований, решением вопросов, связанных с телекоммуникациями и электроснабжением и так далее.

Вернуться на главную страницу обзора